Я держу в руках шкатулку.Вот сейчас открою ее и совершу увлекательное путешествие в прошлое. Нить между прошлым и будущим нашего рода по маминой линии сегодня в руках Флюзы нєнєй. Это сестра моей бабушки.
Ей уже за восемьдесят. Но у неё отличная память, она как родовая энциклопедия, хранит в своём сердце код наших предков. Свою родную бабушку по маминой линии никогда не видел, ее не стало ещё когда моя мама была маленькой.
А вот все сёстры сполна заменили мне ее отсутствие. Их так было много, что я все время путался и удивлялся тому, что у меня такое большое количество нанеек и бабушек. Но чем старше становлюсь, их становится все меньше, уходят и забирают с собой часть истории. Теперь Флюза апа «аксакал» Султановского рода. Нашим предкам большим богатством считалось иметь большой род. Всего у моей прабабушки Хайри родилось двенадцать детей. В то время большие семьи были в почёте, а с годами становились редкостью. Возможно, главная причина в том, что почти в каждый дом тогда пришли похоронки. Женщины по всей стране не дождались своих мужчин с войны. Моей прабабушке Хайре повезло. Прадед Султанов Файзелзак воевал в Великих Луках, раненный, но вернулся домой с Великой Отечественной войны. Семья стала снова пополняться. В советские годы женщин, рожавших много детей, ничем не поощряли: никаких скидок в магазинах, расширения жилищных условий или бесплатного проезда в транспорте. Как- то даже не верится, что они ютились в маленьком доме, спали штабелями там, где достанется место, а передвигались, если повезёт, на повозке с лошадью. И были по- своему счастливы. И все же, к таким женщинам было уважение, их представляли к наградам орденами «Материнская Слава» I, II, III степеней. Где-то такие награды вручались торжественно, в присутствии правительства, а большинство женщин так и не получили признания, может быть потому, что жили в глубинках большой страны. В шкатулке лежит пошарканный орден. У него таинственная история.
Ее я и услышал из уст моей тёти: «Когда твоя прабабушка Хайра
родила седьмого ребёнка, в 1951 году домой к Султановым пришёл председатель сельсовета и принёс награду. Когда прицеплял ее к груди мамы, то Орден отцепился от планки и упал, не просто на пол, а сразу в щель. Тогда в деревнях были огромные щели на полу. Естественная вентиляция подпольного пространства. С помощью керосиновой лампы искали орден в подполе, среди картошки не нашли. А весной уже и некогда было искать. С годами и дом построили в другом месте. А на месте старого- теперь был сарай, оттуда время от времени выносили навоз в огород…» Дети росли и разлетались из родового гнезда, появилось новое поколение, которое из уст своей зур єнкєй, так ее ласково называли внуки, тоже узнали историю пропажи Ордена. Она иногда сокрушалась над тем, что даже не подержала награду в руках.
Так шли годы.. Я, конечно, этого не помню свою прабабушку. Хотя она меня успела подержать на руках, ну мне года полтора тогда было.
Знаю о ней по фотографии и историям жизни, рассказанными мамой.
И орден, который лежит в шкатулке вызвал у меня большой интерес. Флюза апа продолжила свой рассказ о чуде, который произошёл буквально за сорок дней до смерти моей прабабушки. Она уже практически лежала. За ней ухаживала ее дочь, которая в очередной раз вышла в огород, решила прополоть в этот раз свеклу.
Наклонилась и обомлела. На проросшей травинке висел орден. Прямо через маленькое ушко, предназначенное для крепления планки, стебелёк тянулся вверх, поднимая историю жизни одной маленькой женщины, которая отважилась родить семь девчонок и одного сына. Она смиренно прожила все невзгоды жизни и с честью выполнила своё предназначение быть Мамой. Флюза апа вернулась в дом и протянула Орден своей маме. Зур єнкєй, которая уже путалась в воспоминаниях, тут дословно рассказала о том, что всю жизнь мечтала подержать его в руках.
Через 49 лет орден чудом вернулся к обладателю этой награды. А через некоторое время уже моя мама нашла подтверждение тому, что орден действительно принадлежал ее бабушке.
Из Национального архива Республики Башкортостан получили архивную выписку о награждении Султановой Хайри Фатклисламовны, колхозницы колхоза имени К. Маркса Балтачевского района Орденом «Материнская Слава» родившей и воспитавшей к тому времени семерых детей. Сегодня в деревне Чипчиково на месте того дома, откуда начинался Cултановский род, пустырь. Только растёт трава и шумит листва деревьев. Рядом тихо журчит речка Раскалья, которая течёт и уносит с собой память этой исчезающей деревеньки.
Все ещё растёт малина и черемуха, посаженная руками моих предков. А рядом в деревне Мишарово живут мои тётушки. Надо поспешить позвонить и поздравить их с праздниками и снова задать вопросы об истории нашего рода. Зацепили слова А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
Ренат Саляхутдинов, студент 3 курса КФУ.