Барлык яңалыклар
Tөрлесеннән
28 гыйнвар 2018, 20:50

Самый популярный герой анедотов

Сегодня день рождения участника Первой мировой и Гражданской войн, начдива Красной армии Василия Ивановича Чапаева.

Сегодня день рождения участника Первой мировой и Гражданской войн, начдива Красной армии Василия Ивановича Чапаева.


Васи́лий Ива́нович Чапа́ев (Чепа́ев[1]; 28 января (9 февраля) 1887 — 5 сентября 1919) — участник Первой мировой и Гражданской войн, начдив Красной армии. Родился в крестьянской семье, после переезда семьи в город Балаково учился в церковно-приходской школе, но не закончил её полного курса. С детства работал в качестве прислуги и ученика у купцов и ремесленников, затем плотничал на Волге вместе с отцом и старшими братьями. Женился вопреки воле родителей с обеих сторон на дочери священника, в браке родились два сына и дочь. С началом Первой Мировой войны был призван в армию, прошёл обучение в унтер-офицерской школе. Кавалер трёх Георгиевских крестов и Георгиевской медали, фельдфебель. После тяжёлого ранения проходил службу в запасном полку в Николаевске, летом 1917 года вступил в партию большевиков, на съезде солдатских депутатов в Казани был назначен командиром своего запасного полка. После Октябрьской революции стал организатором отрядов Красной гвардии в Николаевском уезде, командиром полка, бригады, дивизии РККА. Воевал с выступившими против Советской власти уральскими казаками и чешскими легионерами. Был направлен в качестве слушателя первого набора Академии Генерального штаба Красной армии, но покинул её самовольно, не справившись с трудностями в учёбе. Был назначен начальником 25-й стрелковой дивизии, отличился при взятии Уфы. Кавалер ордена Красного Знамени. Погиб 5 сентября 1919 года в результате диверсионного рейда уральских казаков на штаб 25-й дивизии в городе Лбищенске.
Имя начдива получило широкую известность и популярность в Советском Союзе после выхода в 1923 году романа «Чапаев» Дмитрия Фурманова, служившего комиссаром в его дивизии, и одноимённого фильма братьев Васильевых в 1934 году. В результате всенародной популярности героев книги и фильма, имя Чапаева было присвоено множеству населённых пунктов, улиц, боевых и гражданских кораблей, в годы Великой Отечественной войны имя Чапаева носили партизанские отряды. Несмотря на то, что в работах современных историков и публицистов роль Чапаева в Гражданской войне была признана преувеличенной, он продолжает оставаться одним из самых известных красных командиров той эпохи, героем кинофильмов, телесериалов и книг, в том числе таких известных современных писателей, как Виктор Пелевин, Захар Прилепин, Эдуард Володарский. Большую популярность в бывшем Советском Союзе имели и сохраняют в постсоветские годы бесчисленные анекдоты, героями которых являются персонажи фильма о начдиве: Чапаев, Фурманов, ординарец Петька и пулемётчица Анка.
Как Чапаев стал героем анекдотов
Герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев стал героем анекдотов не сразу. Прежде должен был выйти на экраны «самого массового вида искусства» одноименный фильм. Зато потом полилось потоком… Чапаева не превзошел никто! Если собрать все анекдоты про Брежнева, Штирлица, а также киношных поручика Ржевского и троицу Трус-Балбес-Бывалый, то всем им вместе очень далеко до легендарного комдива.
Первый советский блокбастер (это слово было неизвестно тогдашнему обывателю) «Чапаев» вышел на широкий экран в день 17-й годовщины октябрьского переворота (тогда он назывался революцией) – 7 ноября 1934 года. Однако он не затерялся в череде «октябрьских картин». За первые 5 лет демонстрации ленты в СССР на нее было продано 50 миллионов билетов. Такого рейтинга (простите, снова непривычное для советского человека слово) не достигали даже пресловутые шоу – за стеклом или без.

На это кино ходили всей семьей, с любовницами, с друзьями, с соседями. Мент, окольцевав жигана, тащил бедолагу в киношку; жена, изменившего ей мужа, а порой и его пассию; братва с полюбовницами, щелкая семечками, забывали про свои дела. На полотне в развевающейся бурке гарцевал подлинный герой – Чапаев. Он объединял, казалось, несопоставимое.

Роман Фурманова тут ни при чем. Созданный десятилетием раньше, в 1923 году, он содержал в себе соцреалистическую коллизию, но все ж таки был неотменено связан с литературой факта. Иное дело – кино. Уже тогда заметили главную заслугу фильма в том, что он правдиво изобразил то, как устанавливалась связь между партией и массами и как партия преобразовывала стихийность в сознательную дисциплину.

Современный исследователь советского киноискусства, профессор Шеффилдского университета Евгений Добренко в своей книге с заумным названием «Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив» пишет: «Если раннее советское кино апеллировало к массам, то историко-революционный фильм сталинской эпохи апеллирует к индивидуальной биографии». Проще говоря, на одном полюсе находился «враг» и мрак «антинародного» заговора, на другом – «революционный герой в сиянии народности и подвига».

Неважно с кем бороться: врагом могут быть и «гоблины», и «краснокожие» (см. голливудские вестерны), и даже (грешно сказать) мушкетеры против гвардейцев кардинала!

Хотя братьям Васильевым определенно удалась сцена «психической атаки». И хотя их, одетые в черное белогвардейцы, в результате не только гибнут, но и бегут под «напором масс» - это все те, которые не согнулись ни под натиском крупповской стали в Первую мировую, ни отдали «Варяг» подкормленным европейцами японским самураям.

«Наивность, самонадеянность, эпатаж, бравада – эти черты Чапаева делали его особенно симпатичным для массового зрителя середины 30-х гг. Здесь был элемент превосходства зрителя над любимым героем», - утверждает критик Е. Добренко. И далее приводит слова своего коллеги Г. Рошаля: «Чапаев» нигде не старается выглядеть умнее зрителей, нигде не старается кокетничать изысканностью своей художественной культуры».

Пусть сегодняшний зритель попробует прикинуть на себя плащ Бэтмена... Им скорее подойдет либо обладатель «кольца» коротышка Фродо, либо наш Штирлиц.

Последний и стал в результате тоже персонажем анекдотов. Как правило, его и изображают Штирлицем, но никак не Максимом Исаевым. Кстати, фамилия «Исаев» принадлежит реальному Петьке – второму персонажу при Чапаеве.

В стебе про Чапаева есть место глупости, похабщине, но нет и не может быть места глупости. Глупости главного героя. Поскольку этим героем является весь народ. Небезызвестный литературный критик В. Шкловский спустя полстолетия (1985), после выхода фильма «Чапаев» на экран писал: «В 1937 году, в столетнюю годовщину смерти Пушкина, колхозники села Михайловское по-своему связывали Чапаева с Пугачевым; они считали, что Чапаев - победивший Пугачев».

Этот вопрос не разрубить ни великому полководцу Александру, ни литературному Гамлету. Неважно, что исторический Суворов во славу Екатерины громил банды Емельки Пугачева – в советскую эпоху мы все оказались «детьми Чапаева, внуками Суворова». Мы – их наследники. И в кино «Чапаев» пришел дать «всем волю» (так хотел назвать свой не снятый фильм про Стеньку Разина великий В. М. Шукшин), в том числе и разбившего Пугачева Суворову. Всем нам. Кино есть фикция, но…

Как сказал кинокритик В. Трояновский : «В «Чапаеве» мы получаем надысторическое знание. И в той степени, в какой мы поддаемся обаянию фильма, мы теряем способность воспринимать исторические реалии».

Источни;"Правда.ру".

Читайте нас в