Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, поэтому задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации растет, при этом стоит отметить, что наблюдается положительная тенденция по переводу таких детей в обычные школьные классы.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ. Согласно закону, инклюзивное образование позволяет обеспечить равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом особенностей образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Что такое инклюзивное образование, и как учителю строить свою работу?
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать прогресса в социальном развитии. Исходя из своей практики, считаю, что наиболее приемлемым и адекватным является деятельностный подход обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. Ученик в таком образовательном процессе становится деятелем, и в результате меняется его отношение к миру с параметров «знаю - не знаю», «умею - не умею», на параметры «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Учителю же отводится роль организатора и управленца этим процессом. На своем примере учитель показывает ученикам, что невозможно знать все, но можно и необходимо узнавать, также вместе с учениками определяют, где и как найти нужную информацию при решении поставленной задачи. Стоит отметить, что при таком подходе у ребенка появляется понимание права на ошибку, а значит и приходит осознание, что её можно исправить или избежать в дальнейшем.
В процессе работы в инклюзивных классах, применяя деятельностный подход, выявила следующие преимущества: во-первых, данный подход можно применять при изучении любого предмета, во-вторых, дети включаются в деятельность на всех этапах урока от постановки учебной задачи до самоконтроля, самооценки и самостоятельной работы. В-третьих, деятельностный подход обучения применим на всех уровнях обучения, обеспечивает прохождение всех этапов усвоения материала, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Но перед тем как перейти к методам и приемам работы в условиях инклюзивного образования, стоит помнить о принципах и основных правилах коррекционной работы. В первую очередь важно понимать, что важен индивидуальный подход к каждому ученику. Также в работе следует обратить внимание на разнообразие средств обучения, чтобы предотвратить утомление учащегося. Проявление педагогического такта тоже играет немаловажную роль. При этом в арсенале учителя должны быть методы, направленные на активизацию познавательной деятельности, на развитие устной и письменной речи и формирование необходимых учебных навыков. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
В современной педагогике существует огромное количество классификаций методов обучения. В своей работе я опираюсь на классификацию К.Ю. Бабанского.
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности такие как: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, сюда входят методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля.
Стоит обратить внимание на то, что группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, поэтому задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности.
В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, у которых имеются сочетанные заболевания.
Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.
Успешная организация урока зависит от нескольких факторов: хорошего знания учителем возможностей каждого ученика, обеспечения щадящего режима, учета личностных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Немаловажным является и настроение урока. Современные дети ведомы, им склонно подражание, поэтому в них, как в зеркале, отражается эмоциональный настрой самого учителя. Любой урок строится на общении, поэтому уроки в условиях инклюзивного образования целесообразнее строить так, чтобы детям было интересно общаться с учителем, узнавая одновременно что-то новое, закрепляя пройденный материал, применяя знания в новых условиях. Наиболее продуктивная форма работы на уроке как в младших классах, так и в среднем и старшем звеньях – коллективная. Когда школьники имеют возможность с помощью учителя обсудить какой-то вопрос или задание все вместе. Темп речи учителя имеет большое значение на всех годах обучения, но совершенно исключительное значение он имеет на занятиях в младших классах. Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь учителя дает большой педагогический эффект. Она должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Такие требования к речи учителя предъявляются, потому что в условиях обучения детей с ОВЗ она является средством коррекции мышления учащихся. Среди учеников с особыми образовательными потребностями (особенно среди учащихся младших классов) велико количество детей с различными дефектами речи. И хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Работая с детьми, имеющими проблемы с речью, необходимо самому уметь выразительно читать и рассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие излагаемого материала, делая его доступным для понимания учащихся.
Не все обучающиеся с ОВЗ обладают умением пользоваться предоставленной им информацией, умением самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Именно поэтому им требуется дополнительная помощь специалистов — учитель — дефектолог, педагог — психолог, учитель — логопед. В связи с этим для увеличения степени самостоятельности обучающихся с ОВЗ задания, которые основаны на творческой или поисковой деятельности, мы можем использовать только тогда, когда у детей появится некоторый опыт такой работы.
В своей работе для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ использую следующие приёмы обучения:
использование сигнальных карточек при выполнении заданий (круги разного цвета по звукам, «смайлики», с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; ). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка
использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дифференцированные индивидуальные задания: Слоговые таблицы; Индивидуальные карточки («Раскрась букву», «Раскрась цифру», «Допиши букву», «Закрась части мозаики», «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-цифра» и т.д) математические раскраски.
Задания на развитие психических процессов, такие как «Четвертый лишний», "Поиск аналогов», «Способы применения предметов»; «Найди пару», «Найди отличия», «Продолжи логический ряд» и т.п.
Задания на развитие мелкой моторики: штриховка; конструирование из геометрических фигур; лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости); раскрашивание.
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые гимнастики; дыхательные гимнастики; физминутки и динамические паузы.
Использование информационных технологий. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах.
Валентина Гарейшина, учитель начальных классов МОБУ СОШ №1 села Старобалтачево